онституционный суд (КС) РФ отказал в рассмотрении жалобы компании "РАВ", которая пыталась изменить алгоритмы поисковых систем так, чтобы при наборе ее названия в качестве ключевого слова не появлялась контекстная реклама знаменитого автомобиля. Об этом говорится в изученном корреспондентом РАПСИ Определении КС РФ № 448-О/2024.
Заявитель пытался обжаловать нормы Гражданского кодекса (ГК) РФ, регулирующие исключительное право на товарный знак.
Технически невозможно
Как следует из материалов дела, обладателю исключительных прав на товарные знаки ООО "РАВ" было отказано в удовлетворении требований к оператору поисковой системы об изменении критериев индексации и поиска таким образом, чтобы введенное название компании не вызывало показ рекламы знаменитого автомобиля. Также "РАВ" было отказано и во взыскании компенсации за нарушение исключительных прав.
Суды сослались с тем, что сильным элементом товарных знаков выступает изображение, ответчиком не используемое, и что показ результатов поиска системой и использование словесного элемента товарного знака в качестве ключевого слова не нарушают исключительное право на товарный знак.
"Кроме того, суды отметили, что предложенное истцом вмешательство в алгоритмы поисковой системы технически невозможно", - отмечено в определении КС РФ.
Юристы заявителя, пытаясь обжаловать данное решение, прошли все инстанции, и, в конце концов, направили жалобу КС РФ, в которой указали, что примененные в их деле нормы неконституционны, поскольку не позволяют считать использованием товарного знака использование его словесного элемента в качестве ключевого слова в рекламе и тем самым допускают использование недобросовестными продавцами широко известных товарных знаков без разрешения правообладателей для извлечения прибыли.
Доказывание недобросовестности
КС разъяснил, что оспариваемые заявителем нормы ГК РФ направлены на достижение определенности в вопросах использования товарных знаков, а также обеспечивают их охрану.
Также КС РФ сослался на пункт 172 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 года № 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", который гласит, что использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в интернете в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции, но соответствующую позицию нужно доказывать в судах.
То есть, КС не расценил оспариваемые нормы, как нарушающие права заявителя, и при этом объяснил, что исследование конкретных обстоятельств дела не относится к его компетенции.
Источник: РАПСИ