Минфин предлагает расширить полномочия таможни по расследованию ряда уголовных дел

Минфин России разработал законопроект о наделении таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о контрабанде алкогольной и табачной продукции, предусмотренных частью 1 статьи 200.2 Уголовного кодекса РФ.

Текст поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Министерство отмечает, что подавляющее большинство преступлений, связанных с нарушением требований законодательства РФ во внешнеторговом обороте, в том числе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, выявляется таможенными органами, к исключительной компетенции которых отнесено совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля. Наряду с этим значительное число противоправных деяний выявляется таможенными органами в результате проводимых в рамках компетенции оперативно-розыскных мероприятий. 

Это в полной мере относится к контрабанде алкогольной и табачной продукции, ответственность за которую установлена статьей 200.2 УК РФ. Их доля в структуре выявляемых таможенными органами преступлений составляет более 30%. 

При этом, в настоящее время таможенные органы правомочны в полном объеме в форме дознания расследовать лишь уголовные дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандой наличных денежных средств и денежных инструментов, предусмотренных частями 1, 2 статьи 194 и частью 1 статьи 200.1 УК РФ.

Преступления, предусмотренные статьей 200.2 УК РФ, как указывает Минфин, фактически не являются более сложными для расследования, чем уголовные дела об уклонении от уплаты таможенных платежей, а отсутствие необходимости устанавливать причиненный ущерб существенно упрощает доказывание. 

Также таможенные органы имеют достаточно практического опыта для успешного расследования указанных преступлений во всех аспектах, располагая при этом в полном объеме необходимыми материальными и кадровыми ресурсами. 

Помимо этого, преступления, предусмотренные части 1 статьи 200.2 УК РФ – средней тяжести так же как и преступления, предусмотренные частями первой, второй статьи 194 УК РФ, по которым таможенными органами проводится дознание.

Минфин отмечает, что следует в большинстве случаев преступления, предусмотренные частью первой статьи 200.2 УК РФ, совершаются не в качестве самостоятельных, а преследуют цель уклонения от уплаты таможенных платежей, то есть образуют идеальную совокупность с преступлениями, предусмотренными частями первой, второй статьи 194 УК РФ, в полном объеме относящимися компетенции таможенных органов.

Внесение предлагаемых изменений позволит в определенной мере снизить нагрузку на следственные подразделения иных правоохранительных органов, в которые за период с 2014 по 2018 год таможенными органами было передано по подследственности свыше 8,5 тысячи уголовных дел, а также более 12 тысяч сообщений о преступлениях.

При этом, как говорится в пояснительной записке к поправкам, поскольку речь идет только преступлениях, выявляемых таможенными органами, проект федерального закона сформулирован таким образом, чтобы в силу положений части пятой статьи 151 УПК РФ по уголовным делам рассматриваемой категории сохранялась возможность производства предварительного следствия следователями органа, выявившего преступление.