Верховный суд РФ разработал законопроект, которым в порядке сплошной кассации могут быть обжалованы только такие итоговые судебные решения, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Соответствующие изменения высшая инстанция предлагает внести в Уголовно-процессуальный кодекс.
«Законопроектом предлагается внести в статью 401.3 УПК РФ изменения, согласно которым в порядке сплошной кассации могут быть обжалованы только такие итоговые судебные решения, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Предложенное регулирование, как представляется, будет стимулировать участников процесса активнее использовать механизм апелляционного обжалования судебных решений, который предусматривает более широкий спектр процессуальных средств и возможностей для исправления судебных ошибок, чем кассационное производство», - говорится в пояснительной записке.
Унификация законодательства
Кроме того, данные законодательные предложения направлены на унификацию процессуального законодательства, поскольку обжалование судебного решения суда первой инстанции в апелляционном порядке является обязательным условием возникновения права на подачу кассационной жалобы в иных видах судопроизводства (абзац второй части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса, часть 1 статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса, часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства).
При этом для итоговых судебных решений, не являвшихся предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, сохраняется возможность их обжалования по правилам выборочной кассации, согласно которым жалоба или представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматриваются им в случае принятия судьей решения о передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 4013, статьи 40110–40112 УПК РФ), уточняет ВС.
Таким образом, предлагаемый порядок инстанционности обжалования, как направленный на мотивирование участников процесса по использованию своего права пересмотра судебного решения в апелляционном порядке, позволит оптимизировать уголовное судопроизводство и достичь публично значимые цели без снижения гарантий охраны прав и законных интересов граждан, отмечает высшая инстанция.
«Кроме того, проект федерального закона предусматривает внесение изменений в положения статей 401.14, 412.11 УПК РФ, в соответствии с которыми уточняются на законодательном уровне правомочия судов кассационной и надзорной инстанций при отмене решения нижестоящего суда кассационной инстанции оставить без изменения или изменить приговор, определение или постановление суда, а также изменить решение суда кассационной инстанции и (или) последующие судебные решения», - уточняет ВС.
Тенденция к отказу от апелляции
ВС поясняет, что в соответствии со статистическими данными, в 2020 году из общего числа дел, рассмотренных по правилам сплошной кассации, 16% не были предметом проверки в суде апелляционной инстанции. По результатам кассационного пересмотра таких дел отменены и изменены судебные решения в отношении 990 человек, что составляет более 20%.
За 7 месяцев 2021 года судами кассационной инстанции по делам, которые не были проверены в апелляционном порядке, отменены и изменены судебные решения в отношении 1 426 лиц (более 30%).
Таким образом, количество судебных решений, которые не проверялись судами апелляционной инстанции, но которые после вступления в законную силу были обжалованы сторонами и по результатам рассмотрения жалобы, представления отменены или изменены в кассационном порядке, существенно увеличивается, констатирует ВС.
«Наметившаяся тенденция к отказу участников процесса, не согласных с итоговым решением суда первой инстанции, от инициирования проверки своих доводов в порядке апелляционного производства не обеспечивает необходимый уровень гарантий эффективного и справедливого судебного разбирательства, поскольку именно в рамках процедуры апелляционного производства должны оперативно и своевременно устраняться нарушения закона, допущенные судом первой инстанции и повлиявшие на законность, обоснованность и справедливость постановленного им приговора или иного итогового решения», - считает ВС.
Позиция КС
Согласно правовым позициям Конституционного суда, право на судебную защиту подразумевает создание государством необходимых условий для эффективного и справедливого разбирательства дела именно в суде первой инстанции, где подлежат разрешению все существенные для определения прав и обязанностей сторон вопросы (постановления от 17 ноября 2005 года №11-П, от 5 февраля 2007 года №2-П, от 21 апреля 2010 года №10-П, от 12 октября 2015 года №25-П).
Допущенные же судом первой инстанции ошибки должны исправляться судом второй инстанции, поскольку их процедуры наиболее приближены к производству в суде первой инстанции
«При этом право на справедливое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом предполагает также окончательность и стабильность судебных постановлений, вступивших в законную силу, и их исполнение; именно этим обусловливается необходимый перенос основного бремени пересмотра решений суда первой инстанции на апелляционную судебную инстанцию», - поясняется в законопроекте.
Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как один из способов обеспечения их правосудности предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу, напоминается в документе.
Источник: "РАПСИ"
|