КС разобрался в вопросе привлечения юр.лиц за нарушения в области транспортной безопасности

Как следует из материалов дела, ООО «Востокфлот» неоднократно направлял в Росморречфлот измененные планы обеспечения транспортной безопасности находящихся на его балансе пяти судов. Однако решениями Росморречфлота ему во всех случаях было отказано в утверждении измененных планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, причем каждый раз по новым основаниям. 1 октября 2018 года ООО «Востокфлот» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. При этом моментом совершения административного правонарушения определено 1 августа 2018 года, т.е. день, когда документы заявителя в третий раз поступили в Росморречфлот. Общество обратилось в суд с жалобой. Позиции судов Судья районного суда решением, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, в удовлетворении жалобы ООО «Востокфлот» о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным отказал. Суд мотивировал свою позицию тем, что порядок привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП Российской Федерации, нарушен не был, а постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП Российской Федерации для соответствующей категории дел. По мнению Общества, положения части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 КоАП противоречат Конституции в той мере, в какой они вследствие неопределенности нормативного содержания порождают неоднозначное истолкование и произвольное применение в вопросах, связанных с установлением признаков, объема и характера действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, с доказыванием виновности юридического лица в совершении административного правонарушения в форме неосторожности, а также с исчислением срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка разработки планов обеспечения 6 транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Позиция Конституционного суда Как при оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, так и при разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств соответствующими субъектами не позднее установленного срока должны быть исполнены все предъявляемые к ним требования, указал Конституционный суд. Следовательно, нарушение хотя бы одного из таких требований, повлекшее неисполнение правил проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и разработки планов обеспечения транспортной безопасности, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) лица признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.15.2 КоАП, в том числе ее частью 1. Иная интерпретация института административной ответственности порождала бы возможность безнаказанного неисполнения в установленный законом срок тех или иных правил, образующих в своей совокупности указанные порядки. Конституционный суд напоминает, что привлечение юридического лица к административной ответственности за нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, совершенное по неосторожности, в системе действующего правового регулирования предполагает, что оно может иметь место лишь тогда, когда из обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении не усматривается умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц работников юридического лица, ответственных за проведение оценки, но при этом у юридического лица имелась возможность для исполнения установленных порядков, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности нужно иметь в виду, что ненадлежащее исполнение субъектами транспортной инфраструктуры предусмотренных законодательством требований может быть установлено, лишь когда компетентными органами было отказано в утверждении результатов проведенной оценки и разработанных планов. Таким образом, судьи Конституционного суда подчеркивают, что применение к юридическому лицу, по неосторожности нарушившему порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, части 1 статьи 11.152 КоАП Российской Федерации будет обоснованным только при условии, что в действиях (бездействии) указанного лица наличествуют все признаки состава соответствующего административного правонарушения. Оспариваемые положения не противоречат Конституции.