Правовое регулирование должно обеспечивать возмещение судебных расходов взыскателю в связи с признанием незаконными действий органа государственной власти и гарантировать действительную возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, которым установлено нарушение его прав, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Решением КС РФ подпункт 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства РФ признаны не соответствующими Конституции РФ.
"Федеральному законодателю надлежит внести в них изменения. Дело рассматривалось в связи с жалобой жителя Москвы Юрия Рейнхиммеля. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", — пояснили в пресс-службе КС РФ.
Расходы на представителя
Как следует из материалов дела, решениями Пресненского районного суда города Москвы в 2017 году были признаны незаконными действия отдела МВД "Коммунарский", и в пользу Рейнхиммеля взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя 15 тысяч рублей. Заявителю выдали исполнительный лист, который он отправил в Управление Федерального казначейства по Москве, но получил обратно, так как в казначействе лицевые счета этого отдела МВД отсутствовали. Тогда Рейнхиммель попросил суды изменить способ исполнения судебного решения и возложить его на получателя бюджетных средств – УВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам. Но ему было отказано, поскольку фактически ставился вопрос о замене ответчика, то есть об изменении решения суда, что на стадии его исполнения невозможно. Впоследствии Рейнхиммель также пытался возместить судебные расходы в субсидиарном порядке на основании Бюджетного кодекса РФ, но ему было отказано в удовлетворении этих требований, вышестоящие инстанции признали это решение законным. Тогда истец обратился в КС РФ.
Дополнительные расходы
Рассмотрев его жалобу, КС РФ установил, что сложившееся правоприменение оспариваемых норм Бюджетного кодекса РФ фактически приводит к невозможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти, в случае отсутствия у него лицевого счета в казначействе. При этом исключается и возможность изменения способа и порядка исполнения соответствующего решения и возложения обязанности по его исполнению на главного распорядителя бюджетных средств в порядке статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ или на казну РФ в порядке статьи 242.2. Таким образом, в системе действующего правового регулирования для взыскателя не обеспечена реализация в полном объеме его конституционного права на судебную защиту.
Настоящая правоприменительная практика, вопреки принципу баланса публичных и частных интересов, в подобных случаях требует от гражданина обращаться за пересмотром решения о возмещении расходов с привлечением надлежащего ответчика, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства. Это приводит к дополнительным неоправданным расходам частного лица и бюджетных средств на отправление правосудия.
Поэтому нормы признаны неконституционными, а законодателя обязали исправить сложившуюся ситуацию.
"До внесения указанных изменений в целях обеспечения в соответствии с действующим бюджетным законодательством исполнимости судебного акта по делу о взыскании судебных расходов в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа) или его должностных лиц правоприменительным органам следует исходить из необходимости изменения судом по заявлению взыскателя способа и порядка исполнения такого судебного акта путем привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства", — указал КС РФ.
Правоприменительные решения по делу Рейнхиммеля подлежат пересмотру.
Источник: "РАПСИ"