Опубликовано Постановление Конституционного Суда по делу, в котором рассматривалась степень конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области». Запрос на проведение проверки был направлен Протвинским городским судом Московской области. Фабула дела Согласно запросу, в апреле 2020 года мужчина покинул квартиру и вышел на улицу, тем самым нарушив подпункт 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года № 108-ПГ, а также неопределённое количество времени находился в общественном месте. Своими действиями он поставил под угрозу заболевания коронавирусом всех, с кем он контактировал, что является неприемлемым в условиях бушующей пандемии.
В связи с этим в отношении данного гражданина был составлен протокол о совершении административного правонарушения. Далее документ был направлен судье для дальнейшего рассмотрения. Однако Протвинский горсуд, изучив материалы дела, пришёл к выводу о необходимости обращения в Конституционный суд для проверки конституционности нарушенного постановления. К слову, данный документ устанавливает запрет для граждан покидать место проживания (за исключением отдельных случаев, также установленных данным постановлением) в период пандемии. “Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека – высшее благо, без которого 7 утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образуют одну из основополагающих конституционных обязанностей государства. В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья”, - говорится в Постановлении. Принятие таких жестких мер обусловлено опытом других стран: самоизоляция, локдаун не являются «визитной карточкой» России, т. к. подобные меры были приняты более чем в 90 странах. Таким образом, ограничение, наложенное на передвижение граждан, наложенное Постановлением Губернатора Московской области, соответствует конституционным нормам, т. к. введённые ограничения — временная мера объективной необходимости. Подписанное Постановление не более, чем оперативное реагирование на угрозу, обусловленную стремительным распространением коронавирусной инфекции. Данные меры приняты в рамках Конституционных целей защиты жизни и здоровья всех граждан страны и являются соразмерными.