Как банки обманывают клиентов: эксперты раскрыли новый способ

Почти 4 тыс. жалоб от россиян на недобросовестные продажи без необходимого информирования получил Центробанк в 2019г. 2,2 тыс. обращений были связаны с работой банков.

На долю банков приходится 60% жалоб граждан, заявил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Михаил Мамута.

Мисселинг – недобросовестная практика навязывания клиентам продукта без должного информирования

Мамута уточнил, что широко распространилась эта практика в 2018г. - начале 2019г., когда россиянам продавали инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) под видом депозитов.
По словам представителя ЦБ, основной части граждан было известно, что в случае с досрочным расторжением договора ИСЖ средства вернуть в полном объеме невозможно, так как их инвестировали в активы с конкретным сроком.

«Прозрение к клиентам приходило, когда они желали досрочно изъять собственные средства. Могло пройти 6 месяцев, год, когда период охлаждения уже не действует», - сообщил Мамута.
Чтобы решить эту проблему, ЦБ подготовил указание с требованием раскрывать данные в случае продажи ИСЖ. Помимо этого, начали действовать стандарты Всероссийского союза страховщиков, изменившие практику продаж страховых продуктов с помощью банков.

В итоге продажи ИСЖ снизились, пропустив вперед накопительное страхование жизни. Но мисселинг увеличился в иных областях финрынка. К примеру, в сфере доверительного управления, при оказании брокерских услуг.

Ранее руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что регулятор собирается на законодательном уровне закрепить за собой право определять правила продаж финпродуктов кредитными организациями. Она мотивировала это частыми случаями мисселинга.

Эксперты считают наиболее распространёнными примерами мисселинга «недоговоры» со стороны банковских работников. К примеру, когда клиент при оформлении карты слышит от работника банка, что за обслуживание карты плату взимать не будут, он оформляет сделку. В действительности же оказывается, что говорилось только про первый год использования продукта.

Также клиентам банка взамен вклада нередко предлагают, кроме оформления полиса ИСЖ, приобрести паи ПИФов, заключить договор на подготовку индивидуального пенсионного плана. Все перечисленное не относится к банковским продуктам. Страховые компании платят банкам за посредничество в продаже.