К делу № 2а-5208/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Краснодар «10» июня 2019 года
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н., секретаря судебного заседания Щегольковой М.М., представителя административного истца Чернышева А.Г. (по доверенности) – Полякова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чернышева А.Г. к военному комиссариату Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара, призывной комиссии Западного и Прикубанского округов г. Краснодара о признании незаконным решения призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета, возложении обязанности выдать военный билет,
Установил:
Чернышев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара, призывной комиссии Западного и Прикубанского округов г. Краснодара о признании незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву не имея на то законных оснований, и возложении обязанности выдать военный билет.
В обосновании заявления указано, что он принят на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом г. Избербаш респ. Дагестан. С сентября 2007 года проходил обучение по очной форме в Страсбургском университете им. М. Блока. В сентябре 2013 года он поступил в КУ МВД России для прохождения обучения по программе магистратуры. Далее ДД.ММ.ГГГГ он принят на воинский учет военным комиссариатом Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара. В марте 2019 года при обращении в военный комиссариат по вопросу получения военного билета, ему стало известно о том, что решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он принят в запас с выдачей справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Административный истец считает решение ответчика незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Просит суд признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложить обязанность выдать военный билет.
Представитель административного истца Поляков Д.В. в судебном заседании настаивал на предъявленных требованиях.
Административный ответчик - представитель военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик представитель призывной комиссии по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Чернышева А.Г. к военному комиссариату Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара, призывной комиссии Западного и Прикубанского округов г. Краснодара о признании незаконным решения призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета, возложении обязанности выдать военный билет подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, административный истец Чернышев А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Избербаш Республики Дагестан. ДД.ММ.ГГГГ Призывной комиссией ВК Республики Дагестан истцу предоставлена отсрочка по ст. 24 п. 2 пп. «а», как студенту Страсбургского университета им. М.Блока, для получения высшего профессионального образования. По окончании обучения в Страсбургском университете им. М.Блока в сентябре 2013 года Чернышев А.Г. поступил в КУ МВД России на первый курс для прохождения обучения по программе магистратуры. ДД.ММ.ГГГГ Чернышев А.Г. стал на воинский учет в военном комиссариате Западного и Прикубанского округов г. Краснодара в отделении подготовки и призыва граждан на военную службу.
В марте 2019 года при обращений в военный комиссариат Западного и Прикубанского округов г. Краснодара по вопросу выдачи военного билета административному истцу стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара вынесено решение о зачислении его в запас по достижению 27 лет с выдачей справки взамен военного билета как не прошедшего военную службу по призыву.
Суд полагает, что решение призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета не законно, нарушает право истца на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На основании п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе. осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. 3 и п. 4 вышеуказанной статьи Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 6 и 7 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования.
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
С момента, когда административный истец встал на воинский учет в военном комиссариате Западного и Прикубанского округов г. Краснодара, Чернышев А.Г. являлся в военный комиссариат по каждому вызову призывной комиссии, проходил медицинское освидетельствование, о чем имеются соответствующие отметки в личном деле. После чего истца отпускали, говорили, что вызовут при необходимости. Однако, в марте 2019 года при обращении в военный комиссариат Западного и Прикубанского округов г. Краснодара истцу стало известно, что 25.11.2016 года призывной комиссией по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара вынесено решение о зачислении его в запас по достижению 27 лет с выдачей справки взамен военного билета как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствие с п. 55 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 года) граждане, получившие отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцати летнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования, не могут быть лишены возможности подучить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с абзацем вторым пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающееся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования. - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Абзацами седьмым и девятым указанного подпункта установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам магистрату ры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартам и сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная названным выше подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац тринадцатый пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»).
Вместе с тем, обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства.
Частью 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и средней) профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Действующее законодательство допускает возможность обучения в общеобразовательной организации до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.
В силу положений абзаца второго пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», граждане, достигшие восемнадцати летнего возраста, не могут быть призваны на военную службу до окончания обучения и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования. Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении предполагает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.
Статья 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», закрепляя право граждан воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу в случае обучения по очной форме в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ, тем самым предоставляет возможность завершить высшее образование, в том числе по программам магистратуры.
Принимая во внимание конституционный принцип равенства всех перед законом и право выпускников образовательных учреждений среднего общего образования на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам магистратуры, следует исходить из того, что гражданам, получившим отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования не может быть отказано в предоставлении повторной отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры.
Таким образом, военные комиссариаты при осуществлении полномочий по организации призыва на военную службу не вправе принимать решения о призыве на военную службу в отношении лиц, реализующих свое право на образование в течение определенного законом периода.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 25 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-Ф3 «О полиции», курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции. Соответственно, гражданин, зачисленный на обучение в ведомственную образовательную организацию, считается проходящим службу в органах внутренних дел, что в силу пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» является самостоятельным основанием для предоставления отсрочки от прохождения воинской службы.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Таким образом, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что Чернышеву А.Г. запрещено проходить государственную гражданскую службу, следовательно, обжалуемым решением фактически к административному истцу применяются ограничения в правах.
В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу.
Про уклонение от службы в армии речи не идет - ведь для того, чтобы признать человека уклонистом, нужно чтобы этот человек не явился по подписанной повестке. Так, что в справке используется формулировка «Не служил в армии и не имел на то законных оснований».
Под подобными основаниями подразумеваются предоставленные военкоматом отсрочки от призыва (по учебе, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам) Кроме того также подлежит установлению факт того, являлся ли он добровольно в военкомат (для уточнения данных по воинскому учету, или же для прохождения мероприятии по призыву). Важен именно факт наличия/отсутствия отсрочек и добровольной явки/неявки в военкомат.
Таким образом, с учетом того, что административный истец добросовестно исполнял свои гражданские обязанности, добровольно являлся по вызову военкомата, проходил ВВК, имел установленные законодательством отсрочки от прохождения военной службы, суд полагает, что Чернышеву А.Г. должен быть выдан военный билет, а решение призывной комиссии является незаконным, нарушающим права и законные интересы истца.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва.
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30.10.2014 года № 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Следовательно, довод административного ответчика о том, что федеральный законодатель принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований не ставит в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы, является необоснованным и не правомерным.
Поскольку, как установлено судом, в отношении Чернышева А.Г. мероприятия по организации призыва на военную службу в период с января 2006 года до достижения истцом возраста 27 лет не осуществлялись, а обязанность самостоятельно отправиться на военную службу у заявителя отсутствовала, то он не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам. Более того, у Чернышева А.Г. имелись все основания для предоставления ему отсрочки в период времени с октября 2007 года по причине прохождения обучения.
При этом, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу.
Истец также утверждает, что он не был уведомлен о необходимости явки на заседание призывной комиссии, в связи с чем был лишен возможности дать призывной комиссии пояснения, представить необходимые доказательства, что повлекло вынесение оспариваемого решения. Данный довод истца подтверждается копией выписки из дела с протоколами заседаний призывной комиссии Западного и Прикубанского округов г. Краснодара (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Доказательства обратного в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ должны быть представлены административным ответчиком.
При этом административный истец узнал о нарушении своих прав оспариваемым решением призывной комиссии лишь из письма начальника Военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара и полученным марта 2019 года, в связи с чем настоящее административное исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).
Руководствуясь п. 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган — Призывную комиссию города Краснодара, жалоба об оспаривании решения призывной комиссии не подавалась.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Все равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Чернышева А.Г. к военному комиссариату Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара, призывной комиссии Западного и Прикубанского округов г. Краснодара о признании незаконным решения призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета, возложении обязанности выдать военный билет, удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссией по Западному и Прикубанскому округам города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ о признании Чернышева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, без законных на то оснований.
Обязать призывную комиссию принять решение о зачислении Чернышева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в запас по основанию, предусмотренному абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и выдаче военного билета.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись).